Верховный суд России допустил, что платить штрафы и налоги за нового автовладельца придётся бывшему хозяину машины. Об этом сообщает РАПСИ.
В случае если автомобиль не был поставлен на учёт покупателем, новый автовладелец освобождается как от уплаты налога, так и от всех штрафов — эти расходы, согласно решению ВС, могут ложиться на плечи прежнего хозяина. Во избежание недоразумений продавец должен оспорить факт наложения на него такой обязанности и попытаться самостоятельно снять автомобиль с учёта, чтобы не числиться его владельцем.
К таким выводам пришла высшая судебная инстанция после рассмотрения иска одного из воронежских автовладельцев. Бывший хозяин ВАЗ-21070 подал иск к новому владельцу машины, проданной за 50 тыс. рублей, о взыскании 83 тыс. рублей убытков. Договор купли-продажи был заключён ещё летом 2012 года и заверен нотариусом, но акт приёма передачи составлен не был и сторонами не подписывался. Ответчик не поставил автомобиль на учёт, поэтому все штрафы и налоги по-прежнему приходили на имя прежнего владельца. В связи с неуплатой многочисленных штрафов судебный пристав-исполнитель наложил арест на средства продавца и списал их с банковского счёта.
В мае 2016 года заявитель обратился в ГИБДД, чтобы снять фактически не принадлежащий ему автомобиль с учёта, но получил отказ, так как машина находилась под многочисленными ограничениями. Заявитель счёл эти расходы убытками и попытался возложить на покупателя машины, однако получил отказ в местном суде. Апелляционная инстанция это решение отменила, но взыскала только половину заявленной суммы — чуть более 34 тыс. рублей. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала, что постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм права и согласиться с ним нельзя. Так, высшая инстанция не согласилась с выводом, что списанные со счёта продавца денежные средства в счёт уплаты штрафов являются убытками, возникшими по вине покупателя. Кроме того, указала, что истец не оспаривал ни сами штрафы, ни списание приставом денежных средств с его счёта.
«В договоре купли-продажи транспортного средства было указано, что право владения, пользования и распоряжения автомобилем за новым владельцем возникает с момента государственной регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. Однако указанное право на осуществление регистрационных действий автомобиля ответчиком реализовано не было», — поясняется в определении.
В результате высшая инстанция отменила постановление и направила дело на новое апелляционное рассмотрение.