Телефон

8 (843) 26 666 05

Почта

help@yr-centr.ru

Патрин и Партнеры. Юристы Татарстана. Авто,Страховая компания,Суд Страховщики приготовились к 15 месяцам мошенничества с ОСАГО

Страховщики приготовились к 15 месяцам мошенничества с ОСАГО

Осаго в Казани, Страхока, ДТП

1 октября вместе с общим лимитом по ОСАГО до 400 тыс. рублей выросла также сумма возмещения, которую могут требовать водители, самостоятельно оформившие документы по аварии, не дожидаясь сотрудников ГИБДД (европротокол). Если с вступлением в силу общих лимитов возникли сложности (опубликованное указание ЦБ с новой планкой противоречит еще действующему постановлению правительства), то эксперимент по европротоколу, в котором участвуют четыре региона — Москва, Санкт-Петербург и их области, начинается. Водители из этих регионов, применившие европротокол, могут с 8 октября рассчитывать на страховое возмещение в размере 400 тыс. рублей, а не 50 тыс., как сейчас, — в случае предоставления страховщикам расширенного пакета документов в течение пяти дней после ДТП. Но, по мнению страховщиков, утвержденная правительством схема приведет к росту мошенничества в рамках ОСАГО.

Перечень документов для европротокола установлен постановлением правительства от 1 октября 2014 года. В него входят заполненный водителями бланк извещения о ДТП; заявление о прямом возмещении убытков; электронный носитель с информацией, содержащей фото— или видеосъемку машин и их повреждений на месте ДТП, дату и время съемки, а также координаты местоположения технического средства контроля и заявление о том, что данная информация является некорректированной. С 1 января 2016 года единственным подтверждающим источником координаты ДТП постановление утверждает данные датчика ЭРА-ГЛОНАСС (система экстренного реагирования при авариях), установленного в автомобиле.

Фото— или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения госномеров машин или двух идентификационных номеров (VIN) (есть нет государственных регистрационных знаков); мест повреждения; взаимного расположения машин с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам. Если есть свидетель, то также потребуется фото госномера его машины. Сейчас участник ДТП предоставляет страховщику только бланк извещения об аварии (такая бумага выдается в двух экземплярах при заключении договора страхования) со схемой аварии и реквизитами.

Европротокол в России можно применять с 2009 года. Изначально лимит возмещения по нему составлял 25 тыс. рублей — это ограничение действует и сейчас, если договор по ОСАГО заключен хотя бы у одного участника ДТП до 2 августа 2014 года. В апреле 2013 года эта сумма была увеличена до 50 тыс. — такой лимит действует по договорам, заключенным после 2 августа. Для четырех перечисленных регионов с октября 2014 года действует расширенный лимит по европротоколу — 400 тыс. В течение 2 лет новый потолок планируется распространить на всю страну.

Европротоколом по статистике пользуются только 9% участников ДТП, опасаясь, что страховая компания откажет в выплатах из-за неправильно оформленных документов. В 2013 году страховые компании 7,6 тыс. раз отказали в выплате по европротоколу (то есть каждому десятому). Главная причина отказа (43% случаев) — неверно оформленные документы. При этом, по статистике МВД России, примерно в 95% авариях ущерб наносится только имуществу и большую часть происшествий можно оформить без выезда инспектора.

В Российском союзе страховщиков (РСА) считают, что применение утвержденных правительством требований в рамках «безлимитного европротокола» приведет к росту страхового мошенничества.

— Положения, установленные постановлением, касающиеся фиксации обстоятельств ДТП для оформления аварии по европротоколу, являются недостаточно четкими и не в полной мере соответствующими требованиям закона об ОСАГО, — указали в РСА.

В РСА считают, что работа по требованиям, которые установлены постановлением, приведет к большому количеству разногласий при урегулировании страховых случаев и породит массу споров и конфликтов между страховщиками и потерпевшими.

— Одна из наиболее очевидных причин подобных разногласий — спор о самом факте ДТП, — указывают в РСА. — Допускается использование технических средств, которые не контролируют движение и положение автомобиля, и, соответственно, не могут определить факт ДТП в автоматическом режиме. Отсутствие автоматической регистрации факта ДТП создает предпосылки для разных мошеннических действий. Включение в состав необходимой информации данных о скорости и ускорении автомобиля, которые позволят определить факт внешнего воздействия на него, например удар, постановление относит только на 1 января 2016 года, то есть на дату введения обязательного наличия датчика ЭРА-ГЛОНАСС в автомобилях. Таким образом, более года страховщики должны выплачивать значительные суммы (до 400 тыс. рублей) по документам и сведениям, в подлинности которых они не могут быть уверены. Страховщики формируют резервы и осуществляют выплаты за счет средств, полученных от водителей, застраховавших свою ответственность по ОСАГО.

В РСА возмущаются, «почему добросовестные страхователи должны по сути платить за мошенников» и критикуют новые механизмы отечественного европротокола.

— Положения принятого постановления не препятствует мошенническим действиям и при переносе данных с фото— или видеоустройства, — продолжает представитель ассоциации. — Отсутствие четких требований в части некорректируемости данных позволяет использовать различные технические возможности для внесения изменений в фотографии или замены настоящих снимков на подложные. Необходимость представления потерпевшим только заявления о том, что вся представленная информация является некорректированной — примитивная мера, которая не может препятствовать мошенничеству со стороны недобросовестных лиц.

Директор по урегулированию убытков ОАО «Согаз» Владимир Козлов отмечает, что сегодня водители обращаются в страховую компанию по ОСАГО без вызова инспектора при простых, понятных и некрупных ДТП — когда очевидно, кто из участников аварии был виноват. Собеседник признает, что когда выплата ограничена 25 тыс. рублей, страховщики из-за небольшого размера максимальной выплаты готовы брать на себя риск мошенничества с учетом общего объема выплат по ОСАГО.

— Когда лимит выплаты без участия сотрудника ГИБДД составляет уже 400 тыс. рублей, то риск мошенничества существенно выше, и его необходимо исключить, — считает Козлов. — В том числе за счет использования жестких стандартов, применяемых к техническим средствам фиксации ДТП. Сейчас, пока новый механизм не обкатан, сложно прогнозировать рост числа таких обращений по ДТП, оформленных без участия сотрудников ГИБДД, но с использованием технических средств фиксации ДТП. Однако очевидно, что рост будет. Поэтому следует отметить необходимость существенного ужесточения ответственности за мошенничество, например, путем внесения поправок в уголовный и административный кодексы, предусматривающих большие сроки и штрафы.

Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров уверен, что новый лимит по европротоколу в размере 400 тыс. рублей, к сожалению, будет интересен для мошенников, чего не могло быть при лимите в 25–50 тыс. рублей.

— 400 тыс. рублей — это значительная сумма, которая примерно равна средней стоимости автомобиля по стране, — говорит Макаров. — Поэтому задача страхового сообщества — защититься от этих действий. Без систем фиксации движения автомобиля урегулирование будет сопряжено с большим количество споров относительно корректировки данных. Тем не менее увеличение лимита по европротоколу до 400 тыс. — крайне важное изменение, оно может облегчить жизнь автовладельцам, поможет снизить количество пробок на дороге.

Related Post

У водителей осталось 18 дней на покупку жилетаУ водителей осталось 18 дней на покупку жилета

У отечественных автомобилистов осталось чуть больше двух недель на покупку светоотражающих жилетов. С 18 марта 2018 года выходить из машины на проезжую часть в тёмное время суток и в условиях ограниченной видимости в обычной одежде будет запрещено. Напомним, новое правило,

Суд

Верховный Суд рассказал, когда можно ездить без ремня безопасностиВерховный Суд рассказал, когда можно ездить без ремня безопасности

Верховный Суд неожиданно для всех заступился за водителя и указал, что ехать со сломанной застежкой ремня безопасности разрешается и это не перечит законодательству. Сотрудники ГИБДД автовладельца привлекли по ст. 12.6

«Не бит, не крашен»: когда продавцу можно вернуть машину с пробегом, разъяснил суд«Не бит, не крашен»: когда продавцу можно вернуть машину с пробегом, разъяснил суд

Основанием для возврата подержанного товара могут стать заведомо ложные данные об истории его эксплуатации. Сейчас для многих «нечистых на руку» продавцов «бэушек» спасительным является пункт в договоре купли-продажи, согласно которому