Основанием для возврата подержанного товара могут стать заведомо ложные данные об истории его эксплуатации.
Сейчас для многих «нечистых на руку» продавцов «бэушек» спасительным является пункт в договоре купли-продажи, согласно которому они не несут ответственности за возможные скрытые недостатки автомобиля в случае, если у него большой пробег и он не находится на гарантии. Однако, даже у такой оговорки есть свои границы, с ними пришлось разбираться Верховному суду.
Покупка автомобиля с пробегом – это, как правило, «кот в мешке». Помимо определённых технических неполадок, которые далеко не всегда можно выявить в ходе осмотра машины перед приобретением, присутствуют и другие риски. Нередко на продажу выставляют транспортные средства, находящиеся в залоге у банка, под арестом, или же, к примеру, экземпляры, созданные из частей разных автомобилей. Далеко не всегда у покупателей получается доказать, что их обманули, в итоге они остаются и без денег, и без надлежащего товара.
В очередной подобной ситуации пришлось разбираться Верховному суду РФ. Житель Москвы с помощью одной из онлайн-площадок купил Audi A6, который находился в Нижнем Новгороде. При этом на сайте было указано, что этот автомобиль не был участником аварии и не использовался в качестве такси. Помимо этого, в договоре говорилось, что продавец обязан передать машину, свободную от обременений третьих лиц, а также должен гарантировать, что она не находится под арестом.
Сейчас в РФ действует норма, согласно которой продавец несёт ответственность за недостатки товара в случае, если он не предоставил полной и достоверной информации о нём.
Как сообщает «Российская газета», в договоре купли-продажи на Audi A6, который был оформлен 21 октября 2017 года, указывалось, что это автомобиль с пробегом, с истёкшей гарантией и с большим пробегом; у него имеется износ, а также возможны скрытые недостатки, однако за них продавец ответственности не несёт.
Уже после сделки покупатель выяснил, что на этот Ауди в Татарстане было выдано разрешение такси со сроком действия до 21 июня 2017-го. Помимо этого, в январе того же года проданный москвичу как «не битый» автомобиль был участником ДТП. И «в довесок», с 21 ноября судебный пристав наложил запрет на регистрационные действия с машиной на основании исполнительного производства, начатого ещё в июне 2016 года.
В итоге новый владелец сдал A6 с ключами на склад той фирмы, у которой он его покупал, подписал заявление об отказе от автомобиля, расторжении договора и акта приема-передачи (в одностороннем порядке). Однако продавец не вернул ему деньги, в итоге недовольному клиенту пришлось обращаться в суд. Но там несостоявшемуся покупателю отказали в удовлетворении иска, сославшись на его подпись под договором, где указано, что продавец не несет ответственности за скрытые недостатки. Следом эти выводы поддержал апелляционный суд, который, помимо того отметил, что на момент совершения сделки на автомобиль не было наложено никаких обременений.
Против этого выступил Верховный суд. Согласно 12-ой статье закона о защите прав потребителей, покупатель вправе отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения иных убытков а случае, если ему не была предоставлена верная информация о товаре. То есть суды должны были установить, какую информацию покупателю дал продавец, врал ли он о том, что автомобиль не участвовал в ДТП и не использовался в качестве такси и т.д. Вместо этого суды лишь сослались на то, что автомобиль с большим пробегом, а значит, за скрытые недостатки продавец не несёт ответственности. Хотя, по факту, очевидно, что это не «скрытые недостатки», а обман. В итоге дело было направлено на новое рассмотрение.